Поговорим о том, о сем...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Поговорим о том, о сем... » О всяком разном ... » О масленнице...


О масленнице...

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Этот древний народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленица относится к “переходящим” праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длиться семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений - вот народ и стремиться повеселиться “впрок”. А название “Масленица” возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять - вот и пекут блины масляные. По этой причине Масленицу называют Сырной неделей. В старину первый блин отдавали нищей братии на помин усопших.

Канун Масленицы - вселенская суббота или большая родительская, в которую все православные поминают усопших своих родителей.

Масленица - самый веселый, шумный народный праздник. Но Масленица - это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены масленичные традиции… Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.

Понедельник - “встреча”. В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, сем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях - чем выше, тем лучше.

Вторник - “заигрыш”, в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощаются блинами.

Среда - “лакомка”. Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: “Что есть в печи - все на стол мечи!” На первом месте в ряду угощений блины.

Четверг - “разгуляй”. Чтоб помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях “по солнышку” (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Пятница - “тещины вечера”, в этот день зять едет “к теще на блины”, а теща зятя привечает, угощает.

Суббота - “золовкины посиделки”. Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение - бесчисленные блины.

Воскресенье - “прощенный день”. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.

В наше время в “прощенный день” устраивают обычно народные гулянья, ярмарки, концерты. В этот день мастера-умельцы и мастерицы-рукодельницы могут похвастаться своим мастерством, а может быть - и продать свои изделия. Шутники, балагуры, любители песни и пляски устроят свое состязание, а сильные и ловкие добры молодцы - свое. Желательно, чтобы в этот день прямо на улице, там, где проходит гулянье, у каждого была возможность поесть блинов и выпить горячего чая (а еще лучше приготовить старинные русские напитки - меды, сбитни).

Дома, в семье, тоже стоит отметить этот древний праздник, ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год “в горькой беде”.

0

2

Уважаемая Лора!  Спасибо тебе за подробное описание каждого дня масленицы  Я знала что масленичная неделя  но думала что главный день воскресенье Оказывается  каждый день имеет свою значимость Спасибо за краткий экскурс  http://i022.radikal.ru/0812/68/8a9248a9906e.gif

0

3

Значительная часть обычаев на масленицу так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегомасленицу Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник” или “целовальник” — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.

Эта тема нашла отражение и в специфических масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (фактически не выполнивших своего жизненного предназначения). Подобные обряды получили широкое распространение на Украине и в славянских католических традициях. Например, на Украине и в южнорусских областях наиболее известным обычаем было “тягание”, или “привязывание” колодки, когда парню или девушке к ноге привязывали “колодку” — кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.

Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают   обряды, относящиеся к хозяйственным делам   и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).

Здесь необходимо отметить, что понятие "Чучело Масленицы" имеет несколько ошибочный характер, поскольку в действительности  изготавливалось чучело _Зимы_, его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей, хотя это неверно.

Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя.

В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростов улетело”). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.

Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

0

4

Спасибо за хорошую статью. Очень полезная информация.  http://uploads.ru/i/2/N/5/2N5Gu.gif

0

5

http://se.uploads.ru/X6gvS.gif

0

6

http://lili.5bb.ru/uploads/0001/e2/c5/141668-3.gif  http://lili.5bb.ru/uploads/0001/e2/c5/141668-3.gif

0


Вы здесь » Поговорим о том, о сем... » О всяком разном ... » О масленнице...